Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

Создание именных каналов

01.01.2007

Создание именных каналов. Автор: Стас Пономарёв.
 
В этой статье мы будем разбирать связь двух приложений с помощью именных каналов (named pipes). Рассмотрим типы каналов, а также создадим клиент и
сервер.
 
1.Для чего именные каналы нужны:
Именные каналы являются средством «общения» программ. Они широко используются в UNIX-подобных системах, однако и в Windows они нашли применение. С помощью именных каналов можно передать любую информацию, так как все каналы работают через файлы. Даже для чтения\записи данных в канале используется функция WinAPI для работы с файлами – ReadFile() и WriteFile(). Передаваться может переменная любого типа (Integer, Boolean, Tbitmap и так далее). Однако, надо заметить, что для передачи строки, она должна быть ограничена – String[40]; Иначе при чтении канала будет появляться ошибка.
 
2. Пример отправяемой переменной:

Далее в статье я буду использовать отправляемую переменную типа TpipeData, этот тип будет такой:

type TpipeData = packed record  //Имя можно изменить, а тип packed record оставьте
  pEvent:byte;
  ClientName: string[40]; //Заметьте, ограниченная строка
  Date:TdateTime;
End;

 
 
Как я уже сказал, здесь можно передавать любые переменные
 
==========СЕРВЕРНАЯ ЧАСТЬ==========
 
3.Использование потоков (TThread):
Как такового события записи в канал нет, поэтому придётся запускать цикл чтения. Как известно, циклы подвешивают программы (а точнее зацикливают). Application.ProcessMessages при работе с функцией ReadFile не поможет, так как ReadFile будет выполнятся до тех пор, пока кто-то что-то не запишет. Поэтому надо использовать потоки (TThread). Хочу заметить, что обращение к визуальным компонентам (формам, кнопкам, лэйблам и так далее) из дополнительных потоков невозможно. Для того, чтобы полученные данные не остались в дополнительном потоке, надо его синхронизироватьс главным. Для этого есть функция TThread.Synchronize(method: TtreadMethod); Параметром этой функции надо передовать Какой-нибудь метод(нами созданный) дополнительного потока, где есть обращение к визуальным компонентам.
А теперь напишем код нашего потока:

 

type
  TPipeThread = class(TThread)
  private
  PipeData:TPipeData; //Вот он – наша приёмная переменная, а точнее буфер.
  Protected
    procedure Execute; override; //Здесь мы будем создавать канал и читать данные из него
  public
    procedure ShowData; //Здесь будем передовать данные форме
    constructor Create(CreateSuspended: Boolean); reintroduce; overload; //Создание потока
  end;

 
4. Работа сименными каналами:
Здесь мы рассмотрим нашу процедуру TpipeThread.Execute; но сначала рассмотрим «настройку» наших каналов. Функция CreateNamedPipe доступна только серверу. Ей должны быть переданы следующие параметры:
1. lpName – имя нашего канала, а точнее его директория. Если сервер будет расположен на той-же машине, что и клиент, то первый параметр должен быть такой: '\\.\PIPE\ИмяКанала', где имя канала – ваше название, только латинскими буквами
2. dwOpenMode – работа канала может быть:
PIPE_ACCESS_INBOUND – сервер может только читать канал
PIPE_ACCESS_OTTBOUND – сервет может только записывать
PIPE_ACCESS_DUPLEX – сервер может и писать и читать
3. dwPipeMode – режим канала здесь говорится о синхронности\асинхронности канала, и о том, каким методом будетпроизводится обмен данных в канале. Значения:
PIPE_WAIT - синхронный канал
PIPE_NOWAIT – асинхронный канал
PIPE_READMODE_BYTE – метод чтения - байты
PIPE_READMODE_MESSAGE – метод чтения пакеты
PIPE_TYPE_BYTE – тип канала - байты
PIPE_TYPE_MESSAGE - тип канала пакеты.
В dwPipeMode надо передавать три параметра, например, в нашем примере: PIPE_WAIT or PIPE_READMODE_MESSAGE or PIPE_TYPE_MESSAGE. А теперь, давайте вспомним наш тип TpipeData – он у нас packed, то есть – пакет. Поэтому наш канал работает с пакетами.
4. hMaxInstances – максимальное число одновременных подключений – любое ваше число, однако можно указать PIPE_UNLIMITED_INSTANCES для безконечного числа клиентов.
5. nOutBufferSize – разбер буфера чтения. Можно найти так – SizeOf(TpipeData) Это как раз тип нашего буфера.
6. nInBufferSize – размер буфера записи. Обычно такой же как и буфер чтения.
7. nDefaultTimeOut – максимальное время чтения (в милисекундах)
8. lpSecurityArtributes – просто пишем nil.
Также нам понядобятся фцнкции ConnectNamedPipe, ReadFile и DisconnectNamedPipe, но их параметры мы рассмотрим в процессе написания кода. И так, а теперь наша процедура:

 

procedure TPipeThread.Execute;
var
  hPipe: THandle; //Указатель на наш канал
  bytesRead: DWORD;  //Количество прочитанных байт
begin
  try
   hPipe := CreateNamedPipe('\\.\PIPE\OurPipe', //Наше имя
      PIPE_ACCESS_INBOUND, // сервер может только читать канал
      PIPE_WAIT or               // Синхронная работа
      PIPE_READMODE_MESSAGE or   // метод чтения - пакеты
      PIPE_TYPE_MESSAGE,
      PIPE_UNLIMITED_INSTANCES,        // Бесконечно много клиентов
      SizeOf(Tpipedata), //размер буфера чтения
      SizeOf(Tpipedata), // размер буфера записи
                        100,                  // Тайм-аут
      nil);                      // Артребуты безопасности.
    if hPipe = INVALID_HANDLE_VALUE then Exit; //Если не удалось создать канал, то выходим
 
    while true do //Теперь читаем, пока не надоест!
    begin
      try
        ConnectNamedPipe(hPipe, nil); //Подключаемся к каналу, второй параметр 
                                      //нужен только, если вместо PIPE_WAIT вы указали PIPE_NOWAIT
 
        //Теперь читаем, параметры – указатель на канал, наш буфер, 
        //кол-во прочитанных байт, и последнее опять таки только для PIPE_NOWAIT.
        if ReadFile(hPipe, PipeData, SizeOf(TpipeData), bytesRead, nil) then
        begin
        Synchronize(ShowData); //Синхронизируемся с главным потоком
        end;
      finally
        DisconnectNamedPipe(hPipe); //Закрываем канал, параметры – только указатель
      end;
     end;
  finally
  end;
end;

Ну вот, это большая часть нашего сервера. Функцию ShowData можно сделать такую:

 

procedure TPipeThread.ShowData;
begin
Case PipeData.pEvent of
1:form1.Memo1.Lines.Add('======Событие 1======');
2:form1.Memo1.Lines.Add('=========Событие 2==========');
end;
form1.Memo1.Lines.Add('Программа '+PipeData.Clientname+' открыла канал');
form1.Memo1.Lines.Add(DateTostr(PipeData.Date));
form1.Memo1.Lines.Add('');
end;

 
 
==========КЛИЕНТ==========

Теперь пришло время написать наш клиент. Так как нам нужо только подключиться и выкинуть данные серверу, а затем сразу отключиться, то весь код клиета можно поместить в одну процедуру:

procedure SendToServer; // Замечу, что должна быть переменная такого же 
                        //типа TpipeData, как и у сервера. Допустим, это Data
var
  hPipe: THandle;
  bytesWritten: DWORD;
begin
  hPipe := CreateFile('\\.\PIPE\OurPipe', //Как видите, здесь мы подключаемся 
                                          //даже не к каналу, а к файлу
    GENERIC_WRITE, //Только запись
    FILE_SHARE_READ or // Обмениваемся чтенью\записью
    FILE_SHARE_WRITE,
    nil, //Артрибуты безопасности
    OPEN_EXISTING,   // Канал должен быть создан
    0, 0);
  if hPipe = INVALID_HANDLE_VALUE then Exit; //Если произошла ошибка, выходим
 
 if WriteFile(hPipe, Data, SizeOf(TpipeData), bytesWritten,
    nil) then  DisconnectNamedPipe(hpipe); //Если удачно запиали, закрываем канал.
end;

 
Исходник клиента - так же можно найти в аттаче!
Всё. Теперь вы знаете, как передовать кучу переменных своим программам из других!
 
Автор: Стас Пономарёв. Хочу поблагодарить www.sources.ru www.delphimasters.ru а также Alex-Eraser

Взято из https://forum.sources.ru