Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

O сохранении иконок 32х32 в 256-цветном формате

01.01.2007

Высылаю Вам информацию для FAQ о сохранении иконок 32х32 в 256-цветном

формате. Распоряжайтесь ею как Вам нужно. Размер кода большой, думаю для FAQ

не годится, скорее для раздела "Обмен опытом", но Вам видней. И сообщите,

пожалуйста, где эта информация будет размещена, чтоб не посылать каждому,

кто обратится, все описание, а просто дать ссылку.

С уважением, Владимир, г.Иркутск, nsvi@hotbox.ru

Суть вопроса: я столкнулся с проблемой сохранения полноцветных иконок, когда

понадобилось немного изменить имеющиеся у меня для своих программ. Ни родной

Image Editor от Delphi6, ни другие редакторы не смогли мне помочь. Могли это

делать платные редакторы, но они не для нас. Начав разбираться, я обнаружил,

что созданная функцией CreateIconIndirect иконка нормально выглядит, если

после создания ее кинуть на форму, однако после записи Icon.SaveToFile

иконка обезображивается. Это происходит на стадии записи иконки. Поискав

информацию, облазив форумы, я понял, что либо этой проблемой никто не

занимался, либо с ней все мирятся и заниматься не хотят, хотя интересующиеся

имеются.

Став заниматься проблемой вплотную, я решил использовать нетипизированные

файлы, которым все равно, что в них записывают. Эти файлы хорошо подходят

для работы с массивами байт и, если создать массив полностью соответствующий

структуре иконки, то записав массив в нетипизированный файл, получим искомую

иконку.

Пришлось изучить структуру файла ICO и вот результат.

Для использования процедуры нет необходимости изучать файл ICO, если только

вы не хотите ничего изменять, например, размеры иконки. В принципе, можно

сделать универсальную процедуру, которая бы определяла размер иконки и, в

соответствии с размерами, создавала иконку. Все адреса и размеры, указанные

в процедуре, являются абсолютными и изменению не подлежат, так как именно от

них зависит, будет ли соответствовать создаваемый массив файлу ICO.

В процедуру введено автоопределение количества цветов палитры, от этого

зависит структура файла. Вам нет нужды указывать количество используемых

цветов.

Кроме того, введено определение размера рисунка и если он не 32х32, то

процедура прекратит работу. Это произойдет и в случае если кому-то захочется

использовать более 256 цветов. Тем, кто хочет узнать о структуре файлов ICO,

читать после кода процедуры.

Используя этот метод можно работать с любыми файлами, например, для открытия

и побайтного изменения EXE-файлов.

Для работы этой процедуры нужен рисунок 32х32 на канве (у меня Image2),

диалоговое окно SaveDialog1 (но не SavePictureDialog1)

и все. Если нужно, измените имя канвы, оно встречается в двух строчках кода,

и имя диалогового окна. Процедура с комментариями ниже:

//Записываем картинку как иконку (файл .ico)

{Так как стандартные функции не дают возможности создавать 256 цветные

иконки, мы пойдем другим путем, хоть он и медленнее и длиннее.

Создадим массив байт, который запишем как файл, это и будет

искомая иконка. Для этого создадим промежуточные массивы, иначе процедура

станет слишком навороченной, затем проверим количество используемых цветов

и, в зависимости от этого, создадим окончательный массив.}

procedure TForm1.ToolButton6Click(Sender: TObject);
var
 
MAnd, MXor, MOsn, MCol: array of Byte;
 
MPix, MOrg: array of TColor;
  a
, b, c, n, m: integer;
 
Bt, Bu, Indicator: Byte;
  p
: TColor;
  k
: boolean;
  F
: file;
 
LenOsn, LenXor, LenCol: integer;
begin
 
if (Image2.Picture.Height <> 32) or (Image2.Picture.Width <> 32) then
   
begin
     
ShowMessage('Исходный рисунок не 32х32');
     
exit;
   
end;
{Создание массивов: MAnd - массив маски AND, MXor - массив маски Xor,
основного массива MOsn - куда будет собираться вся информация,
массив MPix - массив пикселов рисунка начиная с левого нижнего угла,
MCol - массив таблицы цветов - палитры, MOrg - массив оригинальных цветов}
{Заполнение массивов MPix и MAnd}
{Активизация массивов}
 
SetLength(MPix, 1024);
 
SetLength(MAnd, 128);
{Установка счетчиков}
  b
:= 0; //Счетчик битов
  a
:= 0; //Счетчик пикселов картинки
  c
:= 0; //Счетчик байтов маски MAnd
 
Bt := 0; //Формируемый байт маски MAnd
{Преобразование картинки в удобный формат, с началом от 0,
и перенос ее в таком виде в массив MPix, меняя по пути белый -
будущий прозрачный цвет - на черный, заодно заполняем массив MAnd}
 
for m := 31 downto 0 do
   
for n := 0 to 31 do
     
begin
       
MPix[a] := Image2.Canvas.Pixels[n, m];
        p
:= MPix[a];
       
if p = RGB(255, 255, 255) then
         
begin
           
MPix[a] := RGB(0, 0, 0);
           
if b = 0 then
             
Bt := Bt + 128;
           
if b = 1 then
             
Bt := Bt + 64;
           
if b = 2 then
             
Bt := Bt + 32;
           
if b = 3 then
             
Bt := Bt + 16;
           
if b = 4 then
             
Bt := Bt + 8;
           
if b = 5 then
             
Bt := Bt + 4;
           
if b = 6 then
             
Bt := Bt + 2;
           
if b = 7 then
             
Bt := Bt + 1;
         
end;
        b
:= b + 1;
       
if b = 8 then
         
begin
           
MAnd[c] := Bt;
           
Bt := 0;
            c
:= c + 1;
            b
:= 0;
         
end;
        a
:= a + 1;
     
end;
{Заполнение маски MOrg нулями, предполагая 256 цветов}
 
SetLength(MOrg, 256);
 
for n := 0 to 255 do
   
MOrg[n] := RGB(255, 255, 255);
{Оцениваем количество цветов и от результата переделываем MOrg}
  a
:= 0; //Счетчик количества цветов
 
for n := 0 to 1023 do
   
begin
      p
:= MPix[n];
      k
:= false;
     
for m := 0 to 255 do
       
begin
         
if k = false then
           
if p = MOrg[m] then
              k
:= true;
       
end;
     
if k = false then
       
begin
         
if a > 255 then
           
begin
             
ShowMessage('Ваш рисунок имеет более 256 цветов');
             
MOrg := nil;
             
MPix := nil;
             
MAnd := nil;
             
exit;
           
end;
         
MOrg[a] := p;
          a
:= a + 1;
       
end;
   
end;
 
LenOsn := 2238;
 
LenXor := 1024;
 
LenCol := 1024;
 
Indicator := 1;
 
if a < 15 then
   
begin
     
LenOsn := 766;
     
LenXor := 512;
     
Indicator := 0;
   
end;
{Заполняем маски нулями}
 
SetLength(MXor, LenXor);
 
SetLength(MCol, LenCol);
 
for n := 0 to LenXor - 1 do
   
begin
     
MXor[n] := 0;
   
end;
 
for n := 0 to LenCol - 1 do
   
begin
     
MCol[n] := 0;
   
end;
{Заполнение массива MXor согласно массива MPix}
 
Bu := 0;
  b
:= 0;
  c
:= 0;
 
for n := 0 to 1023 do
   
begin
      p
:= MPix[n];
      k
:= false;
     
for Bt := 0 to 255 do
       
begin
         
if k = false then
           
if p = MOrg[Bt] then
             
begin
                k
:= true;
               
if indicator = 1 then
                 
MXor[n] := Bt
               
else if b = 1 then
                 
begin
                   
Bu := 16 * Bu + Bt;
                   
MXor[c] := Bu;
                    c
:= c + 1;
                    b
:= 0;
                 
end
               
else
                 
begin
                   
Bu := Bt;
                    b
:= 1;
                 
end;
             
end;
       
end;
   
end;
{Заполняем массив MCol согласно массива MOrg}
 
begin
    a
:= 0;
   
for n := 0 to 255 do
     
begin
        p
:= MOrg[n];
       
MCol[a] := GetBValue(p);
       
MCol[a + 1] := GetGValue(p);
       
MCol[a + 2] := GetRValue(p);
        a
:= a + 4;
     
end;
 
end;
{Заполняем MOsn нулями}
 
SetLength(MOsn, LenOsn);
 
for n := 0 to LenOsn - 1 do
   
MOsn[n] := 0;
{Заполняем массив MOsn для 256 цветной иконки}
 
if indicator = 1 then
   
begin
     
MOsn[2] := 1;
     
MOsn[4] := 1;
     
MOsn[6] := 32;
     
MOsn[7] := 32;
     
MOsn[14] := $A8;
     
MOsn[15] := 8;
     
MOsn[18] := $16;
     
MOsn[22] := $28;
     
MOsn[26] := 32;
     
MOsn[30] := $40;
     
MOsn[34] := 1;
     
MOsn[36] := 8;
     
MOsn[42] := $80;
     
MOsn[43] := 4;
     
MOsn[55] := 1;
      m
:= 0;
     
for n := 62 to 1085 do
       
begin
         
MOsn[n] := MCol[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
      m
:= 0;
     
for n := 1086 to 2109 do
       
begin
         
MOsn[n] := MXor[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
      m
:= 0;
     
for n := 2110 to 2237 do
       
begin
         
MOsn[n] := MAnd[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
   
end;
{Заполняем массив MOsn для 16-цветной}
 
if indicator = 0 then
   
begin
     
MOsn[2] := 1;
     
MOsn[4] := 1;
     
MOsn[6] := 32;
     
MOsn[7] := 32;
     
MOsn[8] := 4;
     
MOsn[14] := $E8;
     
MOsn[15] := 2;
     
MOsn[18] := $16;
     
MOsn[22] := $28;
     
MOsn[26] := 32;
     
MOsn[30] := 64;
     
MOsn[34] := 1;
     
MOsn[36] := 4;
     
MOsn[43] := 2;
     
MOsn[54] := 16;
      m
:= 0;
     
for n := 62 to 125 do
       
begin
         
MOsn[n] := MCol[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
      m
:= 0;
     
for n := 126 to 637 do
       
begin
         
MOsn[n] := MXor[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
      m
:= 0;
     
for n := 638 to 765 do
       
begin
         
MOsn[n] := MAnd[m];
          m
:= m + 1;
       
end;
   
end;
{Закрываем все массивы, кроме MOsn}
 
MAnd := nil;
 
MXor := nil;
 
MOrg := nil;
 
MCol := nil;
 
MPix := nil;
{Записываем массив MOsn в файл, для этого создаем нетипизированный файл,
активизируем его и побайтно пишем в него данные из массива MOsn}
 
if SaveDialog1.Execute then
   
begin
     
AssignFile(f, SaveDialog1.FileName + '.ico');
     
Rewrite(f, 1);
     
for n := 0 to LenOsn - 1 do
       
begin
         
Bt := MOsn[n];
         
BlockWrite(f, Bt, 1);
       
end;
     
CloseFile(f);
     
MOsn := nil;
   
end;
end;

Существуют иконки более сложной структуры. Они могут содержать несколько

рисунков. Я с ними не разбирался.

Может быть кто-то из профессионалов скажет - примитивщина, нагородил. Ну что

ж, может быть есть пути проще и лучше, но когда я спрашивал на форумах никто

не смог помочь. Главное, работает без проблем.

Я всего месяц как познакомился с Delphi и Паскалем, думаю

можно кое-что и простить.

О структуре иконки. Информации немного в интернете, но кое-что я раскопал.

Пришлось просмотреть коды разных иконок, чтобы иметь о них представление.

Файл ICO очень похож на BMP:

в начале файла заголовок BITMAPFILEHEADER, размером обычно 22 байта. В нем

содержится информация о файле. За ним идет BITMAPINFOHEADER, 40 байт,

содержит информацию о ширине и высоте иконки в пикселах, количество бит на

пиксел в структуре картинки, занимаемое место таблицей цветов и другая

информация. Для примера оба заголовка для 16-цветной иконки.

В квадратных скобках номер байта в файле, далее эго значение.

[2] := 1; // Всегда 1

[4] := 1; // Всегда 1

[6] := 32; // Ширина и

[7] := 32; // высота в пикселах?

[8] := 4 // Не знаю

[14] := $E8; // Младший байт размера файла минус 22(размер BITMAPFILEHEADER)

[15] := 2; // Старший байт размера файла

[18] := 22; // Размер BITMAPFILEHEADER

[22] := 40; // Размер заголовка BITMAPINFOHEADER

[26] := 32; // Ширина в пикселах

[30] := 64; // Высота в пикселах обоих масок в сумме

[34] := 1; // Число плоскостей

[36] := 4; // бит/пиксел для таблицы пикселов

[43] := 2; // Старший байт размера таблицы пикселов (т.е.$200=512)

[54] := 16; // Число используемых цветов (не обязательно)

Остальные не указанные байты и до адреса 62 все 0.

После заголовков находится таблица цветов.

Каждый цвет занимает 4 байта. По порядку - синий, зеленый, красный и нулевой

байты. Первые 3 байта образуют цвет пиксела. То есть, каждый пиксел на

иконке может иметь 256х256х256 оттенков. При 16 цветной иконке таблица

цветов занимает 16х4=64 байта, при 256 цветной - 1024 байта. По идее, при

записи иконки любая программа должна просканировать иконку и все найденные

цвета записать в таблицу.Почему этого не происходит я не знаю. Windows эти

цвета при записи игнорирует и устанавливает свои.

Если же при 16 цветной палитре используются только, допустим, 6 цветов, то

остальные 10 цветов не нужны, однако место для них остается, но оно не

используется.

Следующим блоком в файле идет таблица пикселов. Первый пиксел это самый

нижний в левом углу. И переписываются они в таблицу построчно. Основной

параметр, по которому таблица организуется, это количество бит на пиксел.

Каждый элемент этой таблицы - это номер цвета в таблице цветов. При выводе

на экран иконки берется очередной элемент, то есть номер цвета в таблице

цветов, берет по номеру цвет из таблицы цветов и этот цвет выводится на

экран. Так как для определения номера в таблице из 16 цветов достаточно 4

бит, то каждый байт таблицы пикселов определяет 2 пиксела. Причем, младшие 4

разряда относятся к первому, а старшие - к следующему пикселам.

Для 256 цветов необходим полный байт. Поэтому, таблица пикселов занимает

соответственно 512 и 1024 байтов.

Таблица пикселов это образ маски XOR иконки, цвет, который должен быть

прозрачным, заменен черным, в остальном же это рисунок, который вы создали в

редакторе.

И последним идет таблица маски AND. Это двухцветная маска вашего рисунка,

имеет только белый цвет (бит включен) и черный цвет (бит равен 0). Белый

цвет находится там, где будет прозрачный цвет, черный скрывает все

остальное. При наложении двух масок друг на друга тот пиксел, у которого на

маске AND белый, а на маске XOR черный цвет, будет невидим.

Так как маска AND монохромная, то один байт содержит информацию о 8

пикселах, а размер маски будет 1024/8=128 байт.

Имеем:

для 16-цветной иконки размер 22+40+64+512+128=766 байт,

для 256 - 22+40+1024+1024+128=2238 байт.

Создав массив из соответствующим образом пребразованного рисунка, мы можем

записать его байты в нетипизированный файл, которому все равно, что в нем

находится, добавив к имени расширение .ico, мы получим то, что было нужно.

Конечно, есть разные варианты размеров иконок, у них могут меняться размеры

заголовков, использоваться другая информация, но структуры эти должны

присутствовать. Существуют иконки гораздо большие размером, но я с такими не

разбирался.

Взято с Vingrad.ru https://forum.vingrad.ru