Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

Использование DLL в качестве плагина

01.01.2007

В темах для написания статей раздела "Hello World" присутствует вопрос о динамических библиотеках и модуле ShareMem. Я хотел бы несколько расширить постановку вопроса: Пусть нам надо построить систему безболезненно расширяемую функционально. Напрашивающее ся само собой решение — библиотеки динамической компоновки. И какие же грабельки разбросаны на этой тропинке?

Грабли

В месте моей текущей трудовой деятельности вопрос о такой системе всплыл давно. И поскольку он не собирался тонуть, создать такую систему пришлось. Так что всё изложенное ниже — из собственного опыта.

Первый вопрос возникающий при создании библиотеки (DLL): А что это тут написано в закомментированной части исходного кода библиотеки. А рассказывается там следующее — если вы используете динамические массивы, длинные строки (что и является динамическим ма ссивом) как результат функции, то необходимо чтобы первым в секции uses стоял модуль ShareMem. Причём и в основном проекте! От себя добавлю, что это относится более широко к тем случаям, когда вы выделяете память в одной библиотеке, а освобождаете в друго й, что и произойдёт когда вы создадите динамический массив в одной Dll-ке, а освободите его в другой.

Использовать ли ShareMem — вопрос конкретной постановки задачи. Если можно обойтись без таких выделений памяти, то вперёд, с песней! Иначе придётся вместе с программой таскать borlndmm.dll, которая и реализует безболезненный обмен указателями между библио теками.

Можно задаться вопросом "А почему?". И получить ответ "Так надо!". По всей видимости, Delphi работает с Heap (кучей, откуда выделяется память) по-своему. Некоторое время назад мы на работе обсуждали этот вопрос, ползали по исходникам и к единому мнению та к и не пришли. Но есть предположение, что Delphi выделяет сразу большой кусок памяти в куче и уже потом по запросу отрезает от него требуемые кусочки, тем самым не доверяя системе выделять память. Возможно, это не так и если кто подправит меня, буду благо дарен. Так или иначе — проблема существует, и решение имеется.

Вопрос второй, он освещался уже на этом сайте — а вот хочется положить форму в нашу библиотеку. Нет проблем, кладём, запускаем. Форма создаёт свою копию на панели задач. Почему? Если вы создавали окно средствами WinAPI, то обращали внимание на то, что заг оловок окна и текст соответствующей кнопки на панели задач совпадают и сделать их (тексты) различными невозможно. Т.е. когда процесс создаёт первое окно, у которого владелец — пустая ссылка (если точнее то Handle — дескриптор), то окно выводится на панель задач. А как же Delphi? В переменной Application:TApplication, которая имеется всегда, когда вы используете модуль Forms, при создании Application содаётся невидимое окно, которое становится владельцем для всех окон приложения. А поскольку у библиотеки н е происходит действий по инициализации окна переменной Application, то создаваемая форма не имеет окна владельца и как следствие — появление кнопки на панели задач. Решение уже описано, это передача ссылки на экземпляр объекта Application из вызывающей пр ограммы в вызываемый модуль и присвоение переменной Application переданного значения. Главное перед выгрузкой библиотеки не забыть вернуть старое значение Application.

Совпадение свойств Name разных окон будет вызывать исключительную ситуацию. Избегнуть этого не сложно, а возникает ошибка видимо из-за того, что разные типы классов имеют одно имя в пределах одного контейнера.

Достаточно важным является уничтожение окна перед выгрузкой библиотеки и завершением программы. Delphi расслабляет: за выделенными ресурсами следить не надо, окна сами создаются и уничтожаются и ещё много чего делается за программиста. Накидал компонентик ов, установил связи и всё готово... Представим: библиотека выгружена, окно из библиотеки существует, система за библиотекой уже почистила дескрипторы, да остальные ресурсики и что получается? Секунд пять Delphi при закрытии программы висит, а затем "Acces s violation ..." далее вырезано цензурой...

Больше граблей замечено не было. Да и упомянутые — серьёзной проблемы не представляют, единственное, что нужно, писАть аккуратно, текст вылизывать, да и думать почаще.

Построение программы с Plug In-ами

Возможно 2 подхода к построению такой программы

плагины получают информацию от ядра программы, но сами к ядру не обращаются. Назовём такой подход пассивным. в активном подходе плагины инициируют некоторые события и заставляют ядро их слушаться.

Второй подход требует более сложного алгоритмического построения, поэтому я рассмотрю только первый.

Пусть у нас есть программа, умеющая подключать динамические библиотеки (любые). Но для эффективной работы необходимо, чтобы эти библиотеки предоставляли стандартный интерфейс по передаче данных. По-русски, должен существовать стандартный набор экспортируе мых функций библиотеки, через которые программа будет с ними общаться.

В процессе работы выяснилось, что для пассивной модели достаточно 6 функций:

Получение внутренней информации о плагине (в программе function GetModuleInfo:TModuleInfo). При наличии в библиотеке такой функции и правильном её вызове, мы будем знать что эта DLL — наш плагин. Сама функция может возвращать что угодно, например название и тип плагина.

Формирование начальных значений (в программе procedure Initialize). Плагин приводит себя в порядок после загрузки, т.е. заполняет переменные значениями по умолчанию. Передача данных в плагин (в программе procedure SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer)). Позволяет передавать данные в плагин. Получение данных — в программе не реализована, но делается по типу SetData. Запуск плагина (в программе Run). Запускается плагин. Действия могут быть различными: показ окна, модальный показ окна, расчёт какого-либо параметра и т.д. И есесьно останов плагина. Здесь действия обратные пункту 2.

Немного остановлюсь на передаче данных. Паскаль при всей своей жёсткой типизации предоставляет приятное средство передачи в функцию нетипизированных данных. Если программа знает о том, какие именно данные пришли, оттипизировать :) их достаточно просто. Эт от способ передачи используется в SetData. В модуле SharedTypes.Pas, используемом всеми тремя проектами описаны соответствующие константы TDataKind для типов передаваемых данных.

Теперь о реализации

Пусть ядро, т.е. exe-файл, ищет плагины, запускает их и по таймеру передаёт в них два цифровых значения, которые один плагин будет изображать в текстовом виде, а второй в виде диаграмм. Реализация плагинов отличается минимально, поэтому расскажу об одном — Digital.dll. Начнём перечисление функций:

// получение информации о плагине
function GetModuleInfo:TModuleInfo;stdcall;
var
 
Buffer:array [byte] of char;
begin
 
with Result do begin
   
Name:='Отображение цифровых данных';
   
Kind:=mkDigital;
   
if GetModuleFileName(hInstance,@Buffer,SizeOf(Buffer)-1)>0 then
     
Path:=ExtractFilePath(StrPas(Buffer));
 
end;
end;
 
// Функция возвращает информацию о модуле. В данном
// случае это цифровое отображение, путь и тип модуля.
 
// инициализация
procedure
Initialize;stdcall;
begin
 
// запоминание старого Application
 
OldApp:=Application;
  fmDigitalMain
:=nil;
end;
 
// Процедура запоминает переменную Application
// и делает нулевой ссылку на форму плагина.
 
// запуск
procedure
Run;stdcall;
begin
 
// создание окна плагина
 
if fmDigitalMain=nil then
    fmDigitalMain
:=TfmDigitalMain.Create(Application);
end;
 
// Процедура запуска плагина созда?т окно.
// Окно созда?тся видимым.
 
// останов
procedure
Terminate;stdcall;
begin
 
// освобождение окна
  fmDigitalMain
.Free;
  fmDigitalMain
:=nil;
 
// восстановление старого TApplication
 
Application:=OldApp;
end;
 
// Процедура уничтожает окно и возвращает старый TApplication.
 
// при?м данных
procedure
SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);stdcall;
begin
 
case Kind of
   
// передача TApplication
    dkApplication
:if Size=SizeOf(TApplication) then
     
Application:=TApplication(Buffer);
   
// передача данных во время работы
    dkInputData
:if fmDigitalMain<>nil then begin
      fmDigitalMain
.SetData(Buffer,Size);
   
end;
 
end;
end;
 
// Процедура получения данных. В зависимости от полученного
// типа данных с данные в переменной Buffer соответственно
// типизируются. Здесь происходит обращение к форме плагина,
// расписывать я его не буду, там вс? просто, см. исходники.
// Типы, которые используются  здесь, описаны в SharedTypes.pas

По плагинам это всё.

Ядро

Прежде всего следует подумать об инкапсуляции функций подключённого плагина в класс. Этот класс реализован в Modules.pas. При создании экземпляра класса происходит поиск и запоминание всех адресов функций плагина. Последующие вызовы функций происходят в о дноимённых методах класса в том случае, если они не равны. Я приведу только описание типа класса:

type
 
// описания типов функций модуля
 
TGetModuleInfo=function:TModuleInfo;stdcall;
 
TInitialize=procedure;stdcall;
 
TRun=procedure;stdcall;
 
TTerminate=procedure;stdcall;
 
TSetData=procedure(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);stdcall;
 
 
// непосресдвенно сам класс
 
TModule=class
 
private
   
FFileName:String;  //имя файла
   
FHandle:THandle;   // дескриптор библиотеки
   
FModuleInfo:TModuleInfo;  // информация о модуле
   
// адреса функций плагина
   
FGetModuleInfo:TGetModuleInfo; // функция получения информации о модуле
   
FInitialize:TInitialize;  // процедура инициализации
   
FRun:TRun;  // процедура запуска
   
FTerminate:TTerminate;  // процедура останова
   
FSetData:TSetData;  // процедура передачи данных
 
public
   
constructor Create(AFileName:String;var IsValidModule:Boolean);
    destructor
Destroy;override;
   
// вызов функций плагина
   
function GetModuleInfo:TModuleInfo;
    procedure
Initialize;
    procedure
Run;
    procedure
Terminate;
    procedure
SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);
   
// свойства плагина
    property
FileName:String read FFileName;
    property
Handle:THandle read FHandle;
    property
ModuleInfo:TModuleInfo read FModuleInfo;
 
end;

Как видно из текста, это простая надстройка над плагином, не добавляющая функциональности, но позволяющая хранить всё в одном объекте.

Теперь осталось только собрать плагины и запустить. Сбор информации и запуск происходит по нажатию одноимённой кнопки на главной форме. Как собирать плагины — дело вкуса. В этом примере я сканирую заданный каталог, можно хранить в INI-файле, реестре, можн о придумать свой формат хранения. Сбор плагинов:

// нажатие кнопки запуска
procedure
TfmMain.btStartClick(Sender: TObject);
 
// добавление плагинов в список
  procedure
AppendModulesList(FileName:String);
 
var
   
Module:TModule;
   
IsValid:Boolean;
 
begin
   
// создание экземпляра плагина
   
Module:=TModule.Create(FileName,IsValid);
   
// если создан некорректно
   
if not IsValid then
     
// удаление
     
Module.Free
   
else begin
     
// добавление
     
SetLength(ModulesList,Length(ModulesList)+1);
     
ModulesList[Length(ModulesList)-1]:=Module;
   
end;
 
end;
 
var
  sr
:TSearchRec;
  i
:Integer;
begin
 
// построение списка модулей
 
SetLength(ModulesList,0);
 
// поиск файлов *.dll
 
if FindFirst(edPath.Text+'*.dll',faAnyFile and not faDirectory,sr)=0 then begin
   
AppendModulesList(edPath.Text+sr.Name);
   
while FindNext(sr)=0 do
     
AppendModulesList(edPath.Text+sr.Name);
 
end;
 
// запуск найденных модулей
 
if Length(ModulesList)>0 then begin
   
for i:=0 to Length(ModulesList)-1 do begin
     
// инициализация
     
ModulesList[i].Initialize;
     
// передача Application
     
ModulesList[i].SetData(dkApplication,Application,SizeOf(Application));
     
// запуск плагина
     
ModulesList[i].Run;
   
end;
   
// старт таймера
   
Events.Enabled:=True;
 
end;
end;

Мне кажется, что я достаточно подробно описал в комментариях производимые действия :) Ну и последнее — засылка данных по таймеру:

procedure TfmMain.EventsTimer(Sender: TObject);
var
 
Values:array [0..1] of Word;
  i
:Integer;
begin
 
// формирование случайных значений
 
Values[0]:=Random($ffff);
 
Values[1]:=Random($ffff);
 
// передача данных
 
if Length(ModulesList)>0 then
   
for i:=0 to Length(ModulesList)-1 do begin
     
ModulesList[i].SetData(dkInputData,Values,SizeOf(Values));
   
end;
end;

Желательно не забывать об освобождении модулей

Взято с https://delphiworld.narod.ru