Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

Программирование ассемблером в Delphi

01.01.2007
Автор: Александр Баранецкий

Каждый день множество программистов (кроме опытных) в Delphi, используя код высокого уровня, пишут свои программы. Как правило, пренебрегая таким понятием как Assembler, имеется ввиду в строенный в DELPHI. Конечно, тяжело сказать, что на голом «асе» можно сотворить великолепный шедевр имеется ввиду красота - VCL (Visual Component Library). Особенно относительно начинающих программистов, которые только начинают учить IDE. Но зато можно повысить скорость какого нибудь математического или системного алгоритма.

Сегодня я представляю на ваш суд статью по «асу». Скорее всего, она будет интересна начинающим программерам. Я не мастер, но сеже.

Программирование АССЕМБЛЕРОМ в “Delphi”

Для начала несколько основных команд.

MOV - предназначена для занесения в ячейку памяти значения. Например:

var
  x
: integer;
begin
 
Mov X, 10 // Занесение в Х значение 10 // X:=10;
 
Mov eax, 45 //Занесение в быстрый регистр
 
Mov ebx, eax //Присвоения значения одного регистра другому
 
Mov x.edx //Занесение в х значения edx

Первый параметр присваивающий объект, второй присеваемое значение.

ADD - Предназначена для прибавления к объекту значения. Значения передаются через запитаю. Например :

add eax,2
add x
,76

Первый параметр принимающий объект, второй добавляемое значение.

SUB - Предназначена для вычитания от объекта значения. Значения передаются через запитаю. Например :

sub eax,18
Sub x,6

Первый параметр объект от которого отнимается , второй отнимаемое значение.

IMUL - команда умножения

IDIV - команда деления

CMP - Команда проверки

JNZ,JMP,JA - команды перехода.

Теперь перейдем к практическим примерам:

// 1 Функция сложения.
 
function plus(x, y: integer): integer;
asm
  mov eax
,x
  add eax
,y
end;
 
{
Функция вернет сумму «x» и «y». Сперва заносим «х» (move eax,x) потом
прибавляем к уже имеющемуся «y» (add eax,y).
}
// 2. Функция умножения
 
function Umnojenie(x, z: integer): integer;
asm
  mov ebx
,z
  mov eax
,x
  imul ebx
end;
 
{
Заносим в обратном порядке «x» и «z» Отдаем команду на
умножение первого значения на второе «imul ebx ».
}
 
// 3. Функция вычитания
 
function Minus(x, y: integer): integer;
asm
 
sub x,y
end;
 
// Просто отнимаем одно от другого
 
// 4 Функция деления
 
function divider(x, y: integer): integer;
asm
  mov ebx
,y {1}
  cdq
{2}
  idiv ebx
{3}
end;

Эта функция отличается от остальных методом применения операторов. Занесение значения. 2. Предварительная обработка. 3. Деление.

Это были простейшие математические операторы, теперь мы рассмотрим более сложные операторы цикла и условие

Цикл на «асе» заключается в том что создается контрольный объект и при достижении определенного условия не происходи перехода к начальной контрольной точке отчета цикла.

procedure asm_cycle;
label
  lb
;
var
  d
: integer;
begin
 
asm
    mov ebx
,0
    mov d
,0
    lb
:
    add d
,1
    inc ebx
    cmp ebx
,10
    jnz lb
    mov ebx
,0
 
end;
 
Writeln(d);
end;

Метка lb нужна, чтобы назначить контрольную точку начала операторов цикла. Переменная «d:integer» для проверки результатов работы цикла. С зарезервированного слова ASM начинаем анализ. Mov edx,0 «edx» выступает как контрольный регистр в нем фиксируется количество повторений. А с самого начало он указывает с какой величины пойдет отчет Например mov edx,0 = for i := 0 to .. do, mov edx,43 = for i:=43 to ..do Мы установим его в 0 чтобы отчет шел с нуля. Переменную d мы тоже обнулим. Третья строка это метка начала после нее идут операторы цикла. Следующий оператор наш рабочий оператор. У нас он 1 но может быть множество. Inc edx добавляем в регистр 1 шаг пройденного цикла если пропустить то цикл будет идти вечно. cmp ebx,10 Один из основных операторов он проверяет не достиг ли цикл верхний предел. Проверка идет в самом конце. Если вернет FALSE то срабатывает следующий оператор перехода на метку т.е в начало цикла и все повторяется до тех пор пока cmp не вернет TRUE в следствии чего не сработает оператор перехода JNZ. Последними операторами обнуляем счетчик и показываем результат.

Условный оператор IF..THEN..ELSE.

procedure if_sample(x: integer);
var
  res
: integer;
label
 
exit, lb;
begin
 
asm
    cmp x
,0
    jnz lb
    mov res
,45
    jmp
exit
    lb
:mov res,0
   
exit: mov eax,0
 
end;
 
Writeln(res);
end;

На PASCAL этот оператор пишется так if x = 0 then x:=45 else x:=0; Сначала идет проверка не равен ли х нулю если не равен то переход на метку ld, На которой оператор обнуления. А если равен, то оператор перехода на ld не срабатывает. Срабатывает mov res,45. После которого состоится переход на метку EXIT. В «асе» желательно прописывать свою метку (у нас EXIT), которая по необходимости выйдет и процедуры.

И последние. Вызов внешней процедуры. Допустим, надо вызвать внешнюю процедуру.

procedure call_s(x, d: integer; bol: boolean);

Для вызова внешних модулей применяется метод CALL.

procedure call_sample;
asm
  mov eax
,4
  mov edx
,34
  mov cl
,0
  call call_s
end;

Сперва передаются параметры последовательно а потом сам вызов.

На этом мой маленький туториал окончен. Все примеры вы найдете в приложенном файле pr_asm. Это маленькое консольное приложение, в котором представлены все примеры с комментариями.

P.S. Я не мастер в «асе», и эта статья не сделает вас гениями она лишь призвана показать некоторые стандартные методы «паса» интерпретированные в «ас». Мастера «аса» не смейтесь надо мной сильно, так как я уже сказал, что я не мастер, я просто энтузиаст в «асе».

В следующей статье я продолжу описание более продвинутых операторов и методов а также попробуем написать маленькое «ас» приложение.

https://delphiworld.narod.ru/

DelphiWorld 6.0