Массив компонентов
Прежде всего необходимо объявить массив:
{10 элементов компонентного типа TLed} LED : array[1..10] of TLed;
При необходимости динамического создания LED-компонентов организуйте цикл, пример которого мы приводим ниже:
for counter := 1 to 10 do begin LED[counter]:= TLED.Create; LED[counter].top := ... LED[counter].Left := ... LED[counter].Parent := Mainform; {что-то типа этого} end;
Если компоненты уже присутствуют на форме (в режиме проектирования), сделайте их элементами массива, например так:
leds := 0; for counter := 0 to Form.Componentcount do begin if (components[counter] is TLED) then begin inc(leds); LED[leds] := TLED(components[counter]); end end;
Тем не менее у нас получился массив со случайным расположением LED-компонентов. Я предлагаю назначить свойству Tag каждого LED-компонента порядковый номер его расположения в массиве, а затем заполнить массив, используя это свойство:
for counter := 0 to Form.Componentcount do begin if (components[counter] is TLED) then begin LED[Component[counter].tag] := TLED(components[counter]); end end;
Если вам нужен двухмерный массив, то для формирования индекса понадобится другая хитрость, например, хранение в свойстве Hint информации о времени создания компонентов.
DelphiWorld 6.0
Продолжая начатую тему в "Советах по Дельфи 1.0.9" о динамическом массиве компонентов (на этот раз двухмерном, так как одномерный очень хорошо был описан в этой версии журнала) я предлагаю следующей код который позволяет создать такой массив компонентов TImage с удобным (скажем так - почти) использованием их в этом массиве (например, при осуществлении связи с каким-то другим массивом). Я использовал этот код в одной из моих программ и после многих его тестов пришёл к выводу что он нормально работает при размерах массива 17х17 (думаю что можно довести и до 20х20 и более, но это увеличило бы код... Тем более что для моей программы такого массива вполне достаточно!).
{ Листинг 1: Создание двухмерного динамического массива компонентов © 1999, Юрий Лапицкий } { Шаг ?1: Вначале, сделаем потомок стандартного TImage как дополнение для их различия в будующем массиве компонентов. } type TMyImage = class(TImage) private FXTag, FYTag: Longint; published property XTag: Longint read FXTag write FXTag default 0; property YTag: Longint read FYTag write FYTag default 0; end; {===================} { Шаг ?2: В описание класса главной формы вставим двухмерный динамический массив компонентов TMyImage, а в секцию private - необходимый код для инициализации массива! } type TForm1 = class(TForm) //Процедура реализации события OnMouseUp при наведении на картинку procedure ImageMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); public Images: array of array of TMyImage; private {Процедура "создания" поля} procedure MakeField(const MaxRows: byte = 4; MaxCols: byte = 4); {Процедура "убора" поля (вообще-то не обязательно, но я предпочитаю перестараться, чем недостараться...)} procedure FreeField(const MaxRows: byte = 4; MaxCols: byte = 4); end; var Form1: TForm1; Bitmap1: TBitmap; { В Bitmap1 можно загрузить картинку. Например из файла Bitmap1.bmp: Bitmap1:=TBitmap1.Create; Bitmap1.LoadFromFile('Bitmap1.bmp'); } {===================} { Шаг ?3: Реализация процедур в секции implementation. } procedure TForm1.MakeField(const MaxRows, MaxCols: byte); var Col, Row: byte; begin {Иницализация самого массива} Initialize(Images); System.SetLength(Images, MaxRows); for Row := 0 to MaxRows - 1 do System.SetLength(Images[Row], MaxCols); {Создание и заполнение элементов массива} for Row := 0 to MaxRows - 1 do for Col := 0 to MaxCols - 1 do begin Images[Row, Col] := TMyImage.Create(Self); with Images[Row, Col] do begin XTag := Row; YTag := Col; Picture.Bitmap := Bitmap1; Left := Col * Bitmap1.Width; Top := Row * Bitmap1.Height; Width := Bitmap1.Width + Left; Height := Bitmap1.Height + Top; Center := True; Transparent := True; AutoSize := True; Visible := True; onMouseUp := ImageMouseUp; Parent := Self; end end; Invalidate end; procedure TMainForm.FreeField(const MaxRows, MaxCols: byte); var Col, Row: byte; begin {Уничтожение элементов массива} for Row := 0 to MaxRows - 1 do for Col := 0 to MaxCols - 1 do Images[Row, Col].Destroy; {Уничтожение самого массива} Finalize(Images) end; procedure TMainForm.ImageMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin { Проверка необязательна, но ведь можно (случайно) присвоить это событие также и форме!} if (Sender is TMyImage) then begin { обратиться к элементу массива можно используя введ?нные мною дополнения: Sender.XTag и Sender.YTag Images[Sender.XTag, Sender.YTag] } end end;
DelphiWorld 6.0
type PtImg = ^TtImg; TtImg = array [0..0] of TImage; var tImg: PtImg; GetMem(tImg, 4 * numberofentries);
Преимущество в том, что вы должны использовать столько памяти, сколько вам нужно. Недостаток в том, что вы должны кодировать все с tImg^[n]....
DelphiWorld 6.0
Примечание от Vit
Массивы компонентов это конечно круто, как и вообще динамические массивы, но в современных реализациях идей ООП есть и более продвинутые решения, такие как коллекции, желательно прежде чем делать динамический массив компонентов и вообще какой-либо динамический массив ознакомится например с классом TList и идеей коллекций вообще. По началу они могут вызвать у Вас чуство неудобства, особенно если вы очень привыкли к массивам, но в последующем Вы найдёте что многие типичные проблемы типа поиска, сортировки, добавления и удаления элементов, ассоциации с другими структурами, сериализация и т.п. в коллекциях уже реализованы и исключительно просты в использовании.