Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

Матрицы в Delphi

01.01.2007

Автор: Andrew M. Omutov

Уважаемые сограждане. В ответ на вопросы Круглого Стола, в основном, от собратьев студентов, публикую алгоритмы матричного исчисления. В них нет ничего сложного, все базируется на функциях стандартного Borland Pascal еще версии 7.0.

Я понимаю, что уровень подготовки наших преподавателей весьма отстает не то, что от нынешних технологий, но даже и от весьма более ранних, но все-таки попробую помочь собратьям "по-несчастью".... :o)))

Перечень функций этой библиотеки:

Unit Matrix;
 
interface
 
type
   MatrixPtr = ^MatrixRec;
   MatrixRec = record
     MatrixRow   : byte;
     MatrixCol   : byte;
     MatrixArray : pointer;
   end;
   MatrixElement = real;
 
(* Функция возвращает целочисленную степень *)
function IntPower(X,n : integer) : integer;
 
(* Функция создает квадратную матрицу *)
function  CreateSquareMatrix(Size : byte) : MatrixPtr;
 
(* Функция создает прямоугольную матрицу *)
function  CreateMatrix(Row,Col : byte) : MatrixPtr;
 
(* Функция дублирует матрицу *)
function  CloneMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция удаляет матрицу и возвращает TRUE в случае удачи *)
function  DeleteMatrix(var MPtr : MatrixPtr) : boolean;
 
(* Функция заполняет матрицу указанным числом *)
function  FillMatrix(MPtr : MatrixPtr;Value : MatrixElement) : boolean;
 
(* Функция удаляет матрицу MPtr1 и присваивает ей значение MPtr2 *)
function  AssignMatrix(var MPtr1 : MatrixPtr;MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция отображает матрицу на консоль *)
function  DisplayMatrix(MPtr : MatrixPtr;_Int,_Frac : byte) : boolean;
 
(* Функция возвращает TRUE, если матрица 1x1 *)
function  IsSingleMatrix(MPtr : MatrixPtr) : boolean;
 
(* Функция возвращает TRUE, если матрица квадратная *)
function  IsSquareMatrix(MPtr : MatrixPtr) : boolean;
 
(* Функция возвращает количество строк матрицы *)
function  GetMatrixRow(MPtr : MatrixPtr) : byte;
 
(* Функция возвращает количество столбцов матрицы *)
function  GetMatrixCol(MPtr : MatrixPtr) : byte;
 
(* Процедура устанавливает элемент матрицы *)
procedure SetMatrixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte;Value : MatrixElement);
 
(* Функция возвращает элемент матрицы *)
function  GetMatrixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixElement;
 
(* Функция исключает векторы из матрицы *)
function  ExcludeVectorFromMatrix(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixPtr;
 
(* Функция заменяет строку(столбец) матрицы вектором *)
function  SetVectorIntoMatrix(MPtr,VPtr : MatrixPtr;_Pos : byte) : MatrixPtr;
 
(* Функция возвращает детерминант матрицы *)
function  DetMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixElement;
 
(* Функция возвращает детерминант треугольной матрицы *)
function  DetTriangularMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixElement;
 
(* Функция возвращает алгебраическое дополнение элемента матрицы *)
function  AppendixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixElement;
 
(* Функция создает матрицу алгебраических дополнений элементов матрицы *)
function  CreateAppendixMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция транспонирует матрицу *)
function TransponeMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция возвращает обратную матрицу *)
function ReverseMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция умножает матрицу на число *)
function MultipleMatrixOnNumber(MPtr : MatrixPtr;Number : MatrixElement) : MatrixPtr;
 
(* Функция умножает матрицу на матрицу *)
function MultipleMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция суммирует две матрицы *)
function AddMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция вычитает из первой матрицы вторую *)
function SubMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
(* Функция решает систему методом Гаусса и возвращает LU-матрицы *)
(* Результат функции - вектор-столбец решений                    *)
 
function GausseMethodMatrix(MPtr,VPtr : MatrixPtr;var LPtr,UPtr,BPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
 
 
implementation
 
 
function IntPower(X,n : integer) : integer;
var
  Res,i : integer;
begin
  if n < 1 then IntPower:= 0
  else begin
    Res:= X;
    for i:=1 to n-1 do Res:= Res*X;
    IntPower:= Res;
  end;
end;
 
 
function CreateSquareMatrix(Size : byte) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
begin
  TempPtr:= nil;
  GetMem(TempPtr,SizeOf(MatrixRec));
  if TempPtr = nil then begin
    CreateSquareMatrix:= nil;
    Exit;
  end;
  with TempPtr^ do begin
    MatrixRow:= Size;
    MatrixCol:= Size;
    MatrixArray:= nil;
    GetMem(MatrixArray,Size*Size*SizeOf(MatrixElement));
    if MatrixArray = nil then begin
      FreeMem(TempPtr,SizeOf(MatrixRec));
      CreateSquareMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
  end;
  FillMatrix(TempPtr,0);
  CreateSquareMatrix:= TempPtr;
end;
 
 
function CreateMatrix(Row,Col : byte) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
begin
  TempPtr:= nil;
  GetMem(TempPtr,SizeOf(MatrixRec));
  if TempPtr = nil then begin
    CreateMatrix:= nil;
    Exit;
  end;
  with TempPtr^ do begin
    MatrixRow:= Row;
    MatrixCol:= Col;
    MatrixArray:= nil;
    GetMem(MatrixArray,Row*Col*SizeOf(MatrixElement));
    if MatrixArray = nil then begin
      FreeMem(TempPtr,SizeOf(MatrixRec));
      CreateMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
  end;
  FillMatrix(TempPtr,0);
  CreateMatrix:= TempPtr;
end;
 
 
function DeleteMatrix(var MPtr : MatrixPtr) : boolean;
begin
  if MPtr = nil then DeleteMatrix:= FALSE
  else with MPtr^ do begin
    if MatrixArray <> nil then
      FreeMem(MatrixArray,MatrixRow*MatrixCol*SizeOf(MatrixElement));
    FreeMem(MPtr,SizeOf(MatrixRec));
    MPtr:= nil;
    DeleteMatrix:= TRUE;
  end;
end;
 
 
function CloneMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j     : byte;
begin
  if MPtr = nil then CloneMatrix:= nil
  else with MPtr^ do begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MPtr^.MatrixRow,MPtr^.MatrixCol);
    if TempPtr <> nil then begin
      for i:= 1 to MatrixRow do
        for j:= 1 to MatrixCol do
          SetMatrixElement(TempPtr,i,j,GetMatrixElement(MPtr,i,j));
      CloneMatrix:= TempPtr;
    end else CloneMatrix:= nil;
  end;
end;
 
 
 
function FillMatrix(MPtr : MatrixPtr;Value : MatrixElement) : boolean;
var
  i,j : byte;
begin
  if MPtr = nil then FillMatrix:= FALSE
  else with MPtr^ do begin
    for i:= 1 to MatrixRow do
      for j:= 1 to MatrixCol do
        SetMatrixElement(MPtr,i,j,Value);
    FillMatrix:= TRUE;
  end;
end;
 
 
function AssignMatrix(var MPtr1 : MatrixPtr;MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
begin
  DeleteMatrix(MPtr1);
  MPtr1:= MPtr2;
  AssignMatrix:= MPtr1;
end;
 
 
function DisplayMatrix(MPtr : MatrixPtr;_Int,_Frac : byte) : boolean;
var
  i,j : byte;
begin
  if MPtr = nil then DisplayMatrix:= FALSE
  else with MPtr^ do begin
    for i:= 1 to MatrixRow do begin
      for j:= 1 to MatrixCol do
        write(GetMatrixElement(MPtr,i,j) : _Int : _Frac);
      writeln;
    end;
    DisplayMatrix:= TRUE;
  end;
end;
 
 
function IsSingleMatrix(MPtr : MatrixPtr) : boolean;
begin
  if MPtr <> nil then with MPtr^ do begin
    if (MatrixRow = 1) and (MatrixCol = 1) then
      IsSingleMatrix:= TRUE
    else IsSingleMatrix:= FALSE;
  end else IsSingleMatrix:= FALSE;
end;
 
 
function IsSquareMatrix(MPtr : MatrixPtr) : boolean;
begin
  if MPtr <> nil then with MPtr^ do begin
    if MatrixRow = MatrixCol then
      IsSquareMatrix:= TRUE
    else IsSquareMatrix:= FALSE;
  end else IsSquareMatrix:= FALSE;
end;
 
function GetMatrixRow(MPtr : MatrixPtr) : byte;
begin
  if MPtr <> nil then GetMatrixRow:= MPtr^.MatrixRow
  else GetMatrixRow:= 0;
end;
 
function GetMatrixCol(MPtr : MatrixPtr) : byte;
begin
  if MPtr <> nil then GetMatrixCol:= MPtr^.MatrixCol
  else GetMatrixCol:= 0;
end;
 
procedure SetMatrixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte;Value : MatrixElement);
var
  TempPtr : ^MatrixElement;
begin
  if MPtr <> nil then
    if (Row <> 0) or (Col <> 0) then with MPtr^ do begin
      pointer(TempPtr):= pointer(MatrixArray);
      Inc(TempPtr,MatrixRow*(Col-1)+Row-1);
      TempPtr^:= Value;
    end;
end;
 
 
function GetMatrixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixElement;
var
  TempPtr : ^MatrixElement;
begin
  if MPtr <> nil then begin
    if (Row <> 0) and (Col <> 0) then with MPtr^ do begin
      pointer(TempPtr):= pointer(MatrixArray);
      Inc(TempPtr,MatrixRow*(Col-1)+Row-1);
      GetMatrixElement:= TempPtr^;
    end else GetMatrixElement:= 0;
  end else GetMatrixElement:= 0;
end;
 
 
function ExcludeVectorFromMatrix(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixPtr;
var
  NewPtr           : MatrixPtr;
  NewRow, NewCol   : byte;
  i,j              : byte;
  DiffRow, DiffCol : byte;
begin
  if MPtr <> nil then with MPtr^ do begin
 
    if Row = 0 then NewRow:= MatrixRow
    else NewRow:= MatrixRow-1;
    if Col = 0 then NewCol:= MatrixCol
    else NewCol:= MatrixCol-1;
 
    NewPtr:= CreateMatrix(NewRow, NewCol);
    if (NewPtr = nil) or (NewPtr^.MatrixArray = nil) then begin
      ExcludeVectorFromMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
 
    DiffRow:= 0;
    DiffCol:= 0;
    for i:= 1 to MatrixRow do begin
      if i = Row then DiffRow:= 1
      else  for j:= 1 to MatrixCol do if j = Col then DiffCol:= 1
        else SetMatrixElement(NewPtr,i-DiffRow,j-DiffCol,
          GetMatrixElement(MPtr,i,j));
      DiffCol:= 0;
    end;
 
    ExcludeVectorFromMatrix:= NewPtr;
  end else ExcludeVectorFromMatrix:= nil;
end;
 
 
function SetVectorIntoMatrix(MPtr,VPtr : MatrixPtr;_Pos : byte) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i       : byte;
begin
  if (MPtr <> nil) and (VPtr <> nil) then begin
    TempPtr:= CloneMatrix(MPtr);
    if TempPtr = nil then begin
      SetVectorIntoMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    if VPtr^.MatrixRow = 1 then begin
      for i:= 1 to TempPtr^.MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,_Pos,i,GetMatrixElement(VPtr,1,i));
    end else begin
      for i:= 1 to TempPtr^.MatrixRow do
        SetMatrixElement(TempPtr,i,_Pos,GetMatrixElement(VPtr,i,1));
    end;
    SetVectorIntoMatrix:= TempPtr;
  end else SetVectorIntoMatrix:= nil;
end;
 
 
function DetMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixElement;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j     : byte;
  Sum     : MatrixElement;
begin
  if IsSquareMatrix(MPtr) then begin
    if not IsSingleMatrix(MPtr) then begin
      TempPtr:= nil;
      Sum:= 0;
      for j:= 1 to GetMatrixCol(MPtr) do begin
        AssignMatrix(TempPtr,ExcludeVectorFromMatrix(MPtr,1,j));
        Sum:= Sum+IntPower(-1,j+1)*GetMatrixElement(MPtr,1,j)*DetMatrix(TempPtr);
      end;
      DeleteMatrix(TempPtr);
      DetMatrix:= Sum;
    end else DetMatrix:= GetMatrixElement(MPtr,1,1);
  end else DetMatrix:= 0;
end;
 
 
function DetTriangularMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixElement;
var
  i       : byte;
  Sum     : MatrixElement;
begin
  if IsSquareMatrix(MPtr) then begin
    Sum:= 1;
    for i:= 1 to MPtr^.MatrixRow do
      Sum:= Sum*GetMatrixElement(MPtr,i,i);
    DetTriangularMatrix:= Sum;
  end else DetTriangularMatrix:= 0;
end;
 
 
function AppendixElement(MPtr : MatrixPtr;Row,Col : byte) : MatrixElement;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
begin
  if IsSquareMatrix(MPtr) then begin
    TempPtr:= ExcludeVectorFromMatrix(MPtr,Row,Col);
    if TempPtr = nil then begin
      AppendixElement:= 0;
      Exit;
    end;
    AppendixElement:= IntPower(-1,Row+Col)*DetMatrix(TempPtr);
    DeleteMatrix(TempPtr);
  end else AppendixElement:= 0;
end;
 
 
function CreateAppendixMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j     : byte;
begin
  if (MPtr <> nil) or (MPtr^.MatrixArray <> nil) or
     (not IsSquareMatrix(MPtr)) then with MPtr^ do begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MatrixCol,MatrixRow);
    for i:= 1 to MatrixRow do
      for j:= 1 to MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,i,j,AppendixElement(MPtr,i,j));
    CreateAppendixMatrix:= TempPtr;
  end else CreateAppendixMatrix:= nil;
end;
 
 
 
function TransponeMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j     : byte;
begin
  if (MPtr <> nil) or (MPtr^.MatrixArray <> nil) then with MPtr^ do begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MatrixCol,MatrixRow);
    for i:= 1 to MatrixRow do
      for j:= 1 to MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,j,i,GetMatrixElement(MPtr,i,j));
    TransponeMatrix:= TempPtr;
  end else TransponeMatrix:= nil;
end;
 
 
function ReverseMatrix(MPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr     : MatrixPtr;
  Determinant : MatrixElement;
begin
  if MPtr <> nil then begin
    TempPtr:= nil;
    AssignMatrix(TempPtr,CreateAppendixMatrix(MPtr));
    AssignMatrix(TempPtr,TransponeMatrix(TempPtr));
    Determinant:= DetMatrix(MPtr);
    if (TempPtr = nil) or (Determinant = 0) then begin
      DeleteMatrix(TempPtr);
      ReverseMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    AssignMatrix(TempPtr,MultipleMatrixOnNumber(TempPtr,1/Determinant));
    ReverseMatrix:= TempPtr;
  end else ReverseMatrix:= nil;
end;
 
 
 
function MultipleMatrixOnNumber(MPtr : MatrixPtr;Number : MatrixElement) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j     : byte;
begin
  if MPtr <> nil then with MPtr^ do begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MatrixRow,MatrixCol);
    if TempPtr = nil then begin
      MultipleMatrixOnNumber:= nil;
      Exit;
    end;
    for i:= 1 to MatrixRow do
      for j:= 1 to MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,i,j,GetMatrixElement(MPtr,i,j)*Number);
    MultipleMatrixOnNumber:= TempPtr;
  end else MultipleMatrixOnNumber:= nil;
end;
 
 
function MultipleMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j,k   : byte;
begin
  if (MPtr1 <>  nil) and (MPtr2 <> nil) then begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MPtr1^.MatrixRow,MPtr2^.MatrixCol);
    if TempPtr = nil then begin
      MultipleMatrixOnMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    for i:= 1 to TempPtr^.MatrixRow do
      for j:= 1 to TempPtr^.MatrixCol do
        for k:= 1 to MPtr1^.MatrixCol do
          SetMatrixElement(TempPtr,i,j,GetMatrixElement(TempPtr,i,j)+
            GetMatrixElement(MPtr1,i,k)*GetMatrixElement(MPtr2,k,j));
    MultipleMatrixOnMatrix:= TempPtr;
  end else MultipleMatrixOnMatrix:= nil;
end;
 
 
 
function AddMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j,k   : byte;
begin
  if (MPtr1 <>  nil) and (MPtr2 <> nil) then begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MPtr1^.MatrixRow,MPtr2^.MatrixCol);
    if TempPtr = nil then begin
      AddMatrixOnMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    for i:= 1 to TempPtr^.MatrixRow do
      for j:= 1 to TempPtr^.MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,i,j,GetMatrixElement(Mptr1,i,j)+
          GetMatrixElement(MPtr2,i,j));
    AddMatrixOnMatrix:= TempPtr;
  end else AddMatrixOnMatrix:= nil;
end;
 
 
function SubMatrixOnMatrix(MPtr1,MPtr2 : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr : MatrixPtr;
  i,j,k   : byte;
begin
  if (MPtr1 <>  nil) and (MPtr2 <> nil) then begin
    TempPtr:= CreateMatrix(MPtr1^.MatrixRow,MPtr2^.MatrixCol);
    if TempPtr = nil then begin
      SubMatrixOnMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    for i:= 1 to TempPtr^.MatrixRow do
      for j:= 1 to TempPtr^.MatrixCol do
        SetMatrixElement(TempPtr,i,j,GetMatrixElement(MPtr1,i,j)-
          GetMatrixElement(MPtr2,i,j));
    SubMatrixOnMatrix:= TempPtr;
  end else SubMatrixOnMatrix:= nil;
end;
 
 
 
function GausseMethodMatrix(MPtr,VPtr : MatrixPtr;var LPtr,UPtr,BPtr : MatrixPtr) : MatrixPtr;
var
  TempPtr  : MatrixPtr;
  TempVPtr : MatrixPtr;
  TempLPtr : MatrixPtr;
  TempUPtr : MatrixPtr;
  XSum     : MatrixElement;
  i,j,k    : byte;
begin
  if (MPtr <> nil) and (VPtr <> nil) then begin
 
    TempUPtr:= CloneMatrix(MPtr);
    if TempUPtr = nil then begin
      GausseMethodMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    TempLPtr:= CreateMatrix(MPtr^.MatrixRow,MPtr^.MatrixCol);
    if TempLPtr = nil then begin
      DeleteMatrix(TempUPtr);
      GausseMethodMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    TempVPtr:= CloneMatrix(VPtr);
    if TempVPtr = nil then begin
      DeleteMatrix(TempLPtr);
      DeleteMatrix(TempUPtr);
      GausseMethodMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
    TempPtr:= CreateMatrix(MPtr^.MatrixRow,1);
    if TempPtr = nil then begin
      DeleteMatrix(TempVPtr);
      DeleteMatrix(TempLPtr);
      DeleteMatrix(TempUPtr);
      GausseMethodMatrix:= nil;
      Exit;
    end;
 
    for j:= 1 to MPtr^.MatrixCol-1 do begin
      SetMatrixElement(TempLPtr,j,j,1);
      for i:= j+1 to MPtr^.MatrixRow do begin
        SetMatrixElement(TempLPtr,i,j,GetMatrixElement(TempUPtr,i,j)/
          GetMatrixElement(TempUPtr,j,j));
        for k:= j to MPtr^.MatrixCol do begin
          SetMatrixElement(TempUPtr,i,k,GetMatrixElement(TempUPtr,i,k)-
            GetMatrixElement(TempLPtr,i,j)*GetMatrixElement(TempUPtr,j,k));
        end;
        SetMatrixElement(TempVPtr,i,1,GetMatrixElement(TempVPtr,i,1)-
          GetMatrixElement(TempLPtr,i,j)*GetMatrixElement(TempVPtr,j,1));
      end;
    end;
 
    SetMatrixElement(TempLPtr,TempLPtr^.MatrixRow,TempLPtr^.MatrixCol,1);
    SetMatrixElement(TempPtr,TempPtr^.MatrixRow,1,
      GetMatrixElement(TempVPtr,TempVPtr^.MatrixRow,1)/
      GetMatrixElement(TempUPtr,TempUPtr^.MatrixRow,TempUPtr^.MatrixCol));
 
    for j:= MPtr^.MatrixCol-1 downto 1 do begin
      XSum:= 0;
      for k:= j+1 to MPtr^.MatrixCol do
        XSum:= XSum+GetMatrixElement(TempUPtr,j,k)*
          GetMatrixElement(TempPtr,k,1);
      SetMatrixElement(TempPtr,j,1,(GetMatrixElement(TempVPtr,j,1)-XSum)/
        GetMatrixElement(TempUPtr,j,j));
    end;
 
    LPtr:= TempLPtr;
    UPtr:= TempUPtr;
    BPtr:= TempVPtr;
    GausseMethodMatrix:= TempPtr;
  end else GausseMethodMatrix:= nil;
end;
 
end.

Мне кажется, что интерфейсное описание весьма простое, но если возникнут какие-либо вопросы - пишите на E-mail - постараюсь ответить на все Ваши вопросы. Может быть, азы матричного исчисления я опишу в виде отдельной статьи по причине множества поступивших вопросов, хотя в этой матричной математике нет ничего сложного :o) Следует отметить, что теория матриц дает в Ваши руки весьма мощный инструмент по анализу данных весьма различного характера, в чем я неоднократно убеждался на практике.

Важные, на мой взгляд, замечания. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ использовать подход, использующий стандартный тип Pascal - record - в объектах мало чего хорошего в межкомпиляторном взаимодействии. Да и, кстати, использование типа record до сих пор является самым быстрым способом математических расчетов, в отличиие от ООП. Частенько простое 2+2=4 дает существенный выигрыш по времени выполнения, по сравнению с объектным подходом, а если математических вычислений в Вашей программе великое множество....

Взято с https://delphiworld.narod.ru